Шевченко, Шмелёва и Партнеры 

Предпродажный расчёт стоимости бизнеса методом альтернативных издержек

Если Ваш бизнес стабильно прибыльно работает, на балансе большое количество имущества и значительная величина чистых активов, как правило, убедить потенциального покупателя бизнеса в обоснованности цены продажи не сложно.

Обычно, финансисты используют доходный метод (сначала прогнозируют доходы, которые может принести предприятие в перспективе. Затем определяют его текущую стоимость одним из двух методов: дисконтированных денежных потоков или капитализации), или пользуются сравнительным подходом (стоимость бизнеса по методу компаний-аналогов или по методу отраслевых коэффициентов).

При этом оба популярных метода оценки бизнеса не работают, если бизнес убыточен, чистые активы незначительны, либо вовсе имеют отрицательное значения, а балансовая стоимость имущества невелика.

В такой ситуации рассчитать обоснованную цену продажи бизнеса можно только методом альтернативных издержек. По-сути, необходимо рассчитать, сколько Ваш покупатель потратит на организацию и запуск аналогичного Вашему бизнеса с нуля. Такой подход учитывает не только затраты на приобретение или аренду недвижимости, приобретение или аренду необходимого оборудования, необходимые вложения в ремонт такой недвижимости и оборудования перед запуском, но и такие «неочевидные» при взгляде на бухгалтерскую отчётность расходы как стоимость оформления разрешительной документации (лицензий, сертификатов и т.п.), создание и продвижение нового бренда, издержки на организацию найма персонала, стоимость технологического подключения к сетям, действующие контракты заключенные в соответсвии с Законами 44-ФЗ, 223-ФЗ, договорные объемы на ресурсы, действующие контракты с сетями и многое другое.

Также методом альтернативных издержек мы определяем минимальную цену продажи бизнеса – так называемую «красную черту» для продавца, ниже которой ему выгоднее закрыть бизнес и распродать имеющиеся активы.

Результат – продавец получает расчет-обоснование стоимости продаваемого бизнеса, что значительно облегчает для него ведение переговорного процесса с потенциальными покупателями, покупатели же видят свою реальную выгоду от покупки бизнеса.

 
 

Предпродажный расчёт стоимости бизнеса методом альтернативных издержек